Нотариусам позволили регистрировать права на недвижимость, соответствующий закон президент подписал на прошлой неделе. Согласно закону частные нотариусы становятся единственным звеном по оформлению сделок с недвижимостью. Отныне минимальный объем страхования ответственности нотариусов увеличен почти в семь раз — до 1000 минимальных заработных плат (около 1,1 млн. грн.). Регистрировать право на недвижимые объекты, кроме нотариусов и Минюста, теперь сможет государственный кадастровый регистратор. Необходимые документы можно будет подавать как в виде бумаг, так и в электронном виде. ЮРЛИГА провела опрос среди экспертов, которые рассказали о том, что означают новые полномочия для нотариусов и самих клиентов. Единственное окно 1 января 2013 нотариусы смогут выполнять функции государственного регистратора права на недвижимые объекты. То есть, нотариус имеет возможность пользоваться Госреестром прав на недвижимость и самостоятельно регистрировать объекты сделки, объясняет ведущий юрист юридической компании «Нобиле» — Елена Фомина.
Ранее регистрацией прав осуществляло бюро технической инвентаризации. Учитывая новые функции, нотариусы становятся единственным звеном для операций с недвижимостью. «Хочется верить, что плата за нотариальные услуги не очень увеличится, и закон действительно сможет упростить процедуру регистрации», — добавляет юрист. Клиентам больше не придется стоять в очередях БТИ или искать людей, которые помогут быстро зарегистрировать недвижимость. Вновь введенные правила на много упрощают операцию проведения регистрации прав на недвижимость, и намного ускоряет процесс, комментирует Тимур Бондарев, управляющий партнер АО Arzinger.
Если вы будете заверять сделку у нотариуса, то этот же нотариус может зарегистрировать соответствующее право на неподвижный объект, ранее могло сделать только БТИ. Это облегчает работу юристов при сопровождении сделок купли-продажи земли и недвижимости. На многие облегчит процедуру проведения юридического аудита извлечение из Госреестра который сможет получить любое юридическое или физическое лицо на основании соответствующего заявления. Тимур Бондарев говорит, что обычно это придаст нотариусам работы, при этом их ответственность конечно будет усилена. Согласно закону, обязательным становится страхование гражданско-правовой ответственности нотариусов, затраты на которое лягут на плечи клиентов.
Регистрация прав у частного нотариуса будет проходить быстрее обычного, но стоимость такой услуги будет больше, чем регистрация прав в БТИ (сейчас) или у государственного регистратора (в будущем). Срок на регистрацию прав сокращены почти в три раза — с 14 до 5 рабочих дней. Станет возможным представление документов для регистрации прав в электронной форме. Регистрировать отягощения можно будет независимо от места нахождения недвижимого имущества, что может существенно упростить жизнь юристам банков. Пробелы закона: с принятием закона Государственного реестра прав не стал публичным, поскольку информация на них могут получить только владельцы недвижимости, их наследники и лица, имеющие право на недвижимость, отмечает Тимур Бондарев из Arzinger.
Специалисты считают, что предоставление права публичного доступа к реестру ипотек является большим прогрессом. Закон может породить негласную конкуренцию за клиентов между нотариусами и государственными регистраторами. Бондарев говорит: «Учитывая текущее положение дел, мы не исключаем возможности махинаций с регистрацией прав на недвижимость с участием нотариусов». К сожалению, закон не решает проблемы отсутствия публичного доступа в Госреестр. По его словам, дополнительного урегулирования на уровне подзаконных актов требует норма о страховании ответственности нотариусов. Юрист добавляет, что применение этой нормы на практике становится проблемным ввиду особенностей страхования рынка в Украине. Вне правового регулирования может остаться вопрос узаконивания перепланировки.
Юрист Елена Фомина с ЮК «Нобиле» добавляет: «Функция по проведению инвентаризации недвижимых объектов оставлена за БТИ, а нотариуса не будет интересовать вопрос фактического состояния объекта и соблюдение строительно-технических норм в случае проведения процесса перепланировки. Но от этого может зависеть безопасность не только объекта недвижимости ». Остается открытым вопрос об отказе в проведении регистрации при подаче документов в электронном виде, к тому же как и чистота обработки электронных запросов.